По данным Росстата, в 2011 году произошло существенное падение доходов населения России. Росстат отчитался о существенном падении реальных доходов населения России в текущем году. За 4 месяца текущего года они снизились на 3,8% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, а если рассматривать отдельно апрель, то цифра получится еще больше – 6,5%.
Что же произошло, куда исчезают доходы? Ведь даже в кризисные 2008-2009 гг., не говоря уже об относительно благополучном 2010-м, они росли, а теперь вдруг начали уменьшаться. И это тем более странно, что нынешний год – предвыборный, и все уже привыкли, что в такие годы власть раздает «подарки» населению в виде всяческих добавок и приплат, чтобы оно, население, проголосовало правильно и в этот раз.
Пока никаких существенных прибавок не видно. Разве что в минувшую пятницу президент Дмитрий Медведев дал поручение правительству рассмотреть вопрос об увеличении зарплат школьным и детсадовским медсестрам минимум на 50%. Выглядит красиво, но сколько тех медсестер? С таким же успехом можно выискивать и другие не слишком массовые должности и повышать им зарплату даже больше, с учетом их численности. Например, ее можно было бы увеличить в разы смотрителям маяков – все равно это ни на чем не отразится.
Но вернемся к данным Росстата. Руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин считает, что Росстат рассматривает реальные доходы в расчете на все население страны, а не только на тех граждан, которые эти доходы действительно получают, сообщает «Независимая газета». «В результате доходы людей уровня Абрамовича суммируются с доходами малообеспеченных и безработных, – приводит пример Делягин. – При этом даже официальные, легализованные через налоговые службы доходы 3% жителей страны исключительно высоки и вполне сопоставимы с доходами всех остальных россиян вместе взятых».
Сейчас, продолжает эксперт, крупные предприниматели чувствуют, что «в России начинает припекать»: в воздухе ощущается приближение бури, о которой вслух стараются не говорить. Возможно, добавляют другие эксперты, этот рост рисков связан с предстоящими президентскими выборами. И когда состоятельные люди предчувствуют возможные потрясения, они, естественно, задумываются об эвакуации своих семей и переводят финансовые потоки на Запад. «Т. е. те деньги, которые раньше легализовывались в России, сегодня легализуются в Швейцарии, во Франции, в Испании», – предполагает Делягин.
Поделиться своими соображениями относительно неожиданного падения доходов населения в текущем году мы попросили известного экономиста, доктора экономических наук Никиту Кричевского.
– В чем Вы видите причину зафиксированного статистикой снижения доходов населения?
– Основная причина – увеличившиеся взносы в фонды социального страхования. Зарплаты ушли в «тень». Как председатель экспертного совета организации «Опора России», могу с уверенностью об этом заявить. Понятно, что не все зарплаты. Определить точную пропорцию перешедших в тень зарплат достаточно сложно, но процесс этот идет достаточно активно. Он усилился, очевидно, после первых двух месяцев этого года, когда стало очевидно, что предприятия, особенно малого и среднего бизнеса, в новых рамках взносов в социальные фонды будут неконкурентоспособными. Этим и объясняется то, что значительная часть реальных доходов спряталась.
Кроме этого, нужно учитывать, что у нас с начала этого года значительно выросли тарифы. Что бы там ни говорили, будто удельный вес оплаты услуг ЖКХ в расходах населения незначительный или даже не увеличивается, но на самом деле это не так. Здесь важно, как считать. Если делать это так, как принято Росстатом и другими федеральными ведомствами, то действительно не увеличивается. А если посмотреть данные с 2000 по 2008 гг., то мы увидим, что некоторые коммунальные услуги выросли в 9,5 раз. Пенсии за этот период выросли в три раза, а реальные заработки – чуть больше чем в два раза. Следовательно, увеличилась «коммунальная» нагрузка на доходы. И мне в этой связи непонятно, откуда следует вывод, что доля расходов на ЖКХ в общих расходах населения за последние годы не возросла.
И, наконец, нужно учесть реальную инфляцию, которая в разы (подчеркиваю это!) отличается от инфляции официальной. Она точно так же оказывает негативное воздействие на реальные доходы. Не на рост реальных доходов, а на их снижение. Нужно определять вклад, который вносят растущие цены, особенно на продукты питания, на снижение доходов.
– Некоторые эксперты связывают это с тем, что в преддверие выборов олигархи выводят денежные потоки за рубеж; соответственно, за рубежом же получают с них доходы, и это отразилось на общей картине с падением доходов.
– Я бы не стал этого утверждать. Доходы наших олигархов как были вне пределов РФ, так там и остаются. Более того, от выборов количество доходов не увеличивается и не уменьшается. Доходы зависят в ряде случаев от мировой конъюнктуры, а также от доступа к дешевым деньгам. Когда в 2008-2009 гг. мы наблюдали спад мировой экономики в различных сегментах, доходы наших олигархов тоже упали. Их состояния снизились в два раза и больше, а сегодня, когда фондовый рынок России перегрет, мы можем говорить о том, что их доходы только растут. Но они, повторяю, получают их за границей, а на территории России оформляют на себя минимум денежных средств, чтобы оправдать расходы, которые они здесь несут.
– Будет ли перед выборами очередная накачка населения деньгами, или на это средств уже не осталось?
– Средства на это есть. Я полагаю, что в 2011 году это произойдет с меньшей вероятностью, а в начале будущего года – с существенно большей вероятностью. Не накачка денежных средств, а повышение зарплат бюджетников, пенсий, а также увеличение льгот различным категориям населения.
– Это, конечно же, отразится на общей картине…
– Это отразится на общей картине. Статистика покажет доходы, но покажет их существенно меньше, потому что цены будут расти пропорционально увеличению денежной массы.
– Что может заставить работодателей вывести зарплаты обратно из «тени»?
– Восстановление доверия к финансовой политике государства. А также шаги в упорядочении деятельности основных государственных институтов, например, тех, которые занимаются антимонопольной, судебной, надзорной и административной деятельностью.
– Что могло бы вынудить олигархов получать все свои доходы в России?
– На этот вопрос можно отвечать весь рабочий день и даже больше, настолько он обширен. Ну, например, нужно принять закон, по которому все предприятия, чьи активы составляют 100 млн руб. и выше, должны принадлежать исключительно российским собственникам. И т. д.
– Считаете ли Вы, что нам следует ввести прогрессивную шкалу налогообложения доходов богатых людей?
– Мы сегодня даже не имеем законопроекта, по которому в России вводилась бы прогрессивная шкала налогообложения. Но я считаю, что ее нужно вводить.
Рудницкий Леонид Анатольевич