Несмотря на бушующий финансовый кризис, зарплаты россиян останутся на прежнем уровне, считают эксперты. В то же время будут сокращены бонусы и премии - а это 40-90% дохода. Кризис уже отразился и на потребительских вкусах москвичей: встречать зимний сезон они предпочитают не в зимней одежде, а в бриллиантах. Спрос на драгоценности резко вырос, в то время как на шубы, пальто и куртки - упал.
"В условиях кризиса компании будут стремиться снизить свои издержки. Это будет проявляться либо в сокращении штатов, либо в снижении размеров вознаграждения сотрудников, когда нельзя уволить", - заявил "Интерфаксу" директор Центра трудовых исследований ГУ-ВШЭ Владимир Гимпельсон.
К чему готовиться россиянам: цены вырастут, зарплаты понизятся, многих уволят
"У большинства компаний денежное вознаграждение состоит из двух частей - постоянной и переменной. Постоянная часть - это зарплата, которую нельзя сократить, поскольку она записана в контракте, а переменную в виде разных премий и бонусов работодателю снять очень легко", - отмечает эксперт.
По мнению Гимпельсона, эта тенденция может распространиться практически на все отрасли. "Если кризис пойдет в реальный сектор, то он затронет все сектора. Строители и металлурги уже затронуты, и понятно, что далее этот процесс может затронуть кого угодно", - сказал он.
Переменная составляющая денежного вознаграждения в среднем находится на уровне 40-90%, отмечает Гимпельсон.
Наибольший риск понести потери в доходах имеют сотрудники компаний, занимающихся продажами, считает ведущий аналитик исследовательского центра портала SuperJob.ru Валерия Чернецова. "Эта категория работников может лишиться до 70% своего привычного дохода", - заявила Чернецова "Интерфаксу".
Вместе с тем, по ее оценке, работодатели в настоящее время занимают скорее выжидательную позицию в вопросе об уровне денежного вознаграждения своих сотрудников.
"Уровень денежного вознаграждения сотрудников многих компаний в настоящее время не занижен и находится на уровне августа. Доходы не растут, но и пока не уменьшаются. Что будет дальше, прояснится к концу этого - началу будущего года", - считает Чернецова.
По ее словам, есть основания ожидать сокращения премиально-бонусной составляющей, но какой-либо объективной информации о том, что это уже происходит, пока нет. "Скорее, идет нагнетание, в основном, в СМИ", - сказала Чернецова.
Когда же работодатели окончательно решатся на сокращение бонусов и премий, станет ясно к весне 2009 года, когда подойдет к концу нынешний финансовый год, считает эксперт компании "Анкор" Анастасия Нащекина.
"По завершении финансового года работодатели определятся, но сейчас в наиболее уязвимом положении находятся представители рынка финансовых услуг - брокеры, страховщики, представители компаний, предоставляющих лизинговые услуги", - отмечает Нащекина.
По ее мнению, риск снижения уровня доходов есть и у сотрудников компаний, связанных с автомобильным рынком, а также у компаний, занятых на рынке продаж товаров народного потребления.
Москвичи скупают бриллианты, но экономят на одежде
Проблемы финансовой системы отразились на потребительских вкусах жителей столицы: москвичи предпочитают вкладывать деньги в драгоценные камни, причем исключительно в бриллианты. В то время как в осенне-зимний сезон они игнорируют поход в магазины для верхней одежды. Спрос на шубы, пальто и кожаные куртки упал.
Как пишет "Комсомольская правда", в ювелирных магазинах большинство покупателей толпятся у витрин с бриллиантами. Серьги с изумрудами, подвески с сапфирами и браслеты с рубинами их не интересуют.
"Если бы не кризис, и не подумал бы брать, - заявляет один из покупателей, мужчина лет сорока. - Мне зарплату на прошлой неделе урезали аж на 20%! Плюс из отдела уволили двух сотрудников. Вот я и решил прикупить драгоценности на черный день". И таких покупателей немало, отмечает издание.
По словам директора одного из ювелирных магазинов Москвы Светланы Семиной, октябрь всегда был мертвым месяцем для продаж. "Как правило, все деньги народ растратил в летних отпусках, да и праздники не скоро. Но в этом октябре наши продажи выросли процентов на 15. Москвичи решили вкладывать сбережения в драгоценные камни. Причем интересуются в основном бриллиантами".
"Бриллианты всегда в цене, - поясняет директор другого ювелирного магазина Анна Заметаева. - Клиенты предпочитают камни, где больше карат. Например, если раньше могли взять кольцо с россыпью мелких бриллиантов, то теперь спрашивают кольца с одним большим камнем. Словом, воспринимают украшения исключительно как накопление денег".
В это время вешалки в магазинах по продаже верхней одежды трещат от обилия шуб и пальто. Кожаные куртки за 50 тысяч рублей, полушубки за 120 тысяч рублей, норковые манто за 250 тысяч не пользуются спросом. Покупателей немного, от силы человек тридцать. Продавцов-консультантов чуть меньше.
"Клиентов совсем мало, - жалуется продавец Марина. - А ведь начинается сезон, скоро зима. В октябре люди, наоборот, стараются прикупить обновку. Но в этом году к дорогому товару подходят редко.
По ее словам, по сравнению с октябрем 2007 года "продажи упали процентов на 10". "Скорее всего, люди экономят. Да и выбирают чаще более дешевый товар", - заключила она.
возврат к списку новостей
|